В центральной городской библиотеке имени Горького города Кировска Мурманской области 24 октября 2001 года в день рождения писателя Венедикта Ерофеева открылась музейная экспозиция "Кировск-Москва-Петушки".

Имя Венедикта Ерофеева стало широко известно на родине лишь в конце 1980-х годов, после публикации поэмы "Москва-Петушки" в журнале "Трезвость и культура" (1988.- № 12; 1989. - № 1-3). До этого она ходила в самиздате, а печаталась только за границей. Сейчас она переведена на двадцать с лишним языков мира. Это - энциклопедия русской жизни 1960 - х годов. По мнению писателя Анатолия Наймана вторая половина ХХ века дала России только двух новых литературных героев: Шухова из рассказа Александра Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и Веничку из поэмы "Москва-Петушки".

Литературовед Александр Генис так охарактеризовал книгу: "Ерофеевская поэма крайне достойно завершает ХХ век русской словесности… Я бы сравнил "Москву-Петушки" с книгой Грибоедова "Горе от ума". Именно так она разошлась на пословицы. Ерофеевское чтиво - единственная из книг нашего времени, которая стала источником бесконечных речений. Она вошла в язык как новый словарь Даля, в отличие от того, который писал Солженицын. Ерофеевская литература расширила границы русского языка".

Восхищалась книгой и писательница Татьяна Толстая: "Я бы назвала поэму "Москва-Петушки" гениальным русским романом второй половины ХХ века… В каком-то смысле она сопоставима с "Мертвыми душами" Гоголя, хотя и время другое, и масштаб другой, и вообще вещица махонькая, а "Мертвые души" - огромное полотно".

"Так не живут, не говорят, не пишут. Так может только один - Венедикт Ерофеев. Это лишь его жизнь, равная стилю, его речь, всегда собственная, его талант. Какое счастье, что талант! Какая тоска - отчетливо знать, что должен претерпеть его счастливый обладатель…" - отмечала своеобразие ерофеевской прозы Белла Ахмадулина.

В 90-е годы разразился бум публикаций: были изданы почти все его произведения (за исключением большинства записных книжек и утраченных работ), а литература о нем в несколько раз превысила объем наследия писателя. По творчеству Ерофеева защищались диссертации, в ряде регионов "Москва-Петушки" включена в школьную программу, 30 театров России и зарубежья ставили спектакли по его произведениям. В Москве в сквере на площади Борьбы установлена скульптурная композиция, посвященная героям поэмы.

Немногим известно, что молодые годы Ерофеева прошли в городе Кировске Мурманской области. Город находится на Кольском полуострове, в кольце Хибинских гор. Кировск стал любимым городом писателя. Здесь он окончил среднюю школу № 1 с золотой медалью. Уехав из Кировска, Ерофеев не забывал родной город: более десяти раз он приезжал сюда вновь, в письмах сестре Тамаре Васильевне, живущей в Кировске, постоянно просил ее сообщать о северных новостях.

В юношеском сочинении Ерофеева "Записки психопата" много зарисовок, связанных с Кировском. В книге встречаются реалии, знакомые и сейчас каждому кировчанину: кинотеатр "Большевик", горно-химический техникум, библиотека имени Горького, газета "Кировский рабочий"…

Центральная городская библиотека имени Горького, возглавляющая централизованную библиотечную систему города Кировска, несколько лет собирает материалы о Ерофееве в качестве одного из направлений краеведческой работы. Библиотекой накоплены необходимые ресурсы и опыт работы по данной теме. С 1999 года она ежегодно проводит Ерофеевские литературные праздники совместно с Мурманским отделением Союза российских писателей. По мнению писателя Бориса Блинова "проведение таких дней не только воздаст должное памяти выдающегося земляка, но и послужит возрождению культурных традиций края, повысит значимость Кольской земли в общелитературном российском пространстве" (Хиб. вестник. - 1999. - № 41. - 15 окт. - с.14).

Самым представительным из них был первый. В Кировск приехали писатель из Санкт-Петербурга Михаил Кураев, московская художница и друг Ерофеева Наталья Шмелькова, мурманские писатели Борис Блинов, Владимир Семенов, Ольга Андреева, художник Николай Ковалев. В фойе Дворца культуры была развернута большая выставка "Феномен Ерофеева" с разделами "Кировск-Москва-Петушки", "Главная книга", "Воспоминания о писателе", "Материалы из архива сестер писателя Т.В.Гущиной и Н.В.Фроловой". Всего было представлено свыше ста экземпляров, включая фотографии из семейного альбома, афиши, свидетельство о крещении Ерофеева в костеле Святого Людовика в Москве. Эти материалы были предоставлены библиотеке во временное пользование родственниками писателя. Библиотека совместно с редактором альманаха "Живая Арктика" Валерием Берлиным подготовила буклет "Хибины-Москва-Петушки". Буклет включает в себя автобиографию Ерофеева, отрывки из поэмы "Москва-Петушки" и записных книжек, список литературы, подготовленный сотрудниками ЦГБ, множество фотографий. Состоялось торжественное открытие мемориальной доски на здании школы, в которой учился Ерофеев. Творческий центр "Иван-да-Марья" подготовил сувенир - миниатюрный макет глиняной книги "Хибины-Москва-Петушки" с символическими ценами 3 руб. 62 коп. и 4 руб. 12 коп.

С особым интересом слушались выступления гостей. Художник Николай Ковалев в своей речи дал яркую характеристику ерофеевского творчества: "Ерофеев стал нашим Плавтом, Рабле, Ильфом и Петровым. Его совесть теплее самых сияющих образцов. Она сияет и зияет иначе… В ней есть нечто задушевное, святочное. Пир нищих, прижатых и…, хотел сказать, затравленных… В золотой ряд апологетов пьянства и вина, в компанию, где Ли Бо, Омар Хайям, Бодлер, Давыдов, Кола Брюньон, вошел полноправный Веничка (Советский Союз)" (Хиб. вестник. - 1999. - № 47. - 26 нояб. - с.15).

Близкая знакомая Ерофеева Наталья Шмелькова рассказала о самом сокровенном: "У нас были настолько сложные, порой трагические отношения, что им трудно дать определение. Думаю, что он считал меня своим другом. Но раз уж вы задали такой вопрос, конечно, были и любовные отношения, а еще я стала его… крестной матерью… Я приезжала в Хибины 37 лет назад, студенткой проходила здесь практику. Мы с Венечкой часто вспоминали ущелье Рамзая, каждый из нас ходил туда пешком - это километры впечатлений! Как и Венедикт, я обожаю Север, тундра - мой любимый ландшафт, у меня очень много стихов, посвященных Северу, тундре, написанных еще в юности. Я давно мечтала попасть в Кировск, родной город Ерофеева, и вот - такой повод! Бросила все и приехала. Мне даже жаль, что в эти дни в Кировске так тепло, я с удовольствием поморозилась бы" (Хиб. вестник. - 1999. - № 47. - 26 нояб. - с.15).

Сестра Ерофеева, москвичка Нина Васильевна Фролова, тоже присутствовавшая на празднике, вспоминала: "После литературных чтений произошел удивительный случай с Натальей Шмельковой. Ее узнала на улице одна женщина Кировска и рассказала, что прежде никогда не слышала о Ерофееве. Но побывав на вечере в ДК, она нашла его книги и прочла буквально за два дня, да так, что могла цитировать наизусть отдельные места из "Петушков". Разве не удивительно!" (Хиб. вестник. - 1999. - № 48. - 3 дек. - с.15).

Писатель Владимир Семенов подчеркнул значение Ерофеевского праздника: "В конце концов, этот праздник нужен был не Венедикту Ерофееву, а нам с вами, живущим. И тем, кто идет за нами. Мы в меру сил старались заложить традицию, которая наряду с другими поможет нам не заблудиться… Маршрут "Москва-Петушки" пролег через многие русские сердца и, значит, достиг своей цели… Спасибо устроителям Дней за бескорыстную службу на благо национальной словесности. Спасибо Л.А.Чистовой и М.В.Шеваху за участие и за хорошие слова, придающие официальный статус литературному празднику" (Поляр. правда. - 1999. - 2 дек. - с.12).

Ежегодно 11 мая, в день смерти Ерофеева, собираются библиотекари и почитатели таланта писателя для возложения цветов к мемориальной доске.

В Кировске живут брат и сестра писателя Борис Васильевич Ерофеев и Тамара Васильевна Гущина, которые не раз выступали в библиотеке с рассказами о брате, имеют рукописи, фотографии и другие документы, связанные с Ерофеевым.

Все эти факторы и натолкнули на мысль создания при библиотеке литературного музея Венедикта Ерофеева. Такой музей должен помогать формировать устойчивый интерес всех категорий населения к истории и культурному наследию родного края. Он станет способствовать воспитанию чувства патриотизма и любви к родине у молодого поколения, развитию у граждан чувства гордости за свой город. Музей будет пропагандировать творчество писателя-земляка, формировать эстетический вкус читателей и, тем самым, приобщать население к чтению лучших произведений ХХ века. Одной из задач музея будет также являться распространение сведений о В.Ерофееве и городе Кировске в масштабах страны. Созданный музей должен стать центром научно-исследовательской работы.

Для решения этих задач материала было недостаточно. Летом 2001 года эта проблема была частично решена. Благодаря поддержке Кировского отдела культуры, главному библиотекарю ЦГБ имени Горького Евгению Шталю удалось проехать по маршруту Кировск-Москва-Владимир-Петушки-Караваево для сбора материала о писателе.

Во Владимире посчастливилось познакомиться с личным делом студента Ерофеева, заведенным на него во время учебы в педагогическом институте имени П.И.Лебедева-Полянского. Ранее даже родственники не могли его получить. Среди документов обнаружились две неопубликованные рукописи: автобиография и вступительное сочинение "Личное и общественное в поэме Маяковского "Хорошо!", а также две докладные, подписанные преподавателем философии и деканом филологического факультета, на основании которых, Ерофеев был исключен из института. В вину ему вменялось несогласие с принципами диалектического материализма, коренными принципиальными положениями марксизма, непризнание партийности философии, независимость суждений. Далее следовал вывод: "Я, как преподаватель философии, считаю, что Ерофеев не может быть в числе наших студентов по следующим причинам: 1. Он самым вреднейшим образом воздействует на окружающих, пытаясь посеять неверие в правоту нашего мировоззрения; 2. Мне представляется, что он не просто заблуждается, а действует как вполне убежденный человек, чего, впрочем, он и сам не скрывает". Кроме того, в тумбочке его комнаты в общежитии была обнаружена Библия. На основании всего этого и последовал приказ ректора.

Очень поучительная история. Когда смотришь на события сорокалетней давности с позиций сегодняшнего дня, невольно приходит на ум такая мысль. За время существования Владимирского пединститута его окончили тысячи человек. Убежден, что среди них немало достойных людей, добившихся весомых успехов в какой-либо области науки или в жизни. Но мемориальная доска на здании института только одна и на ней имя студента, не проучившегося в нем и полугода. Вот ведь как бывает! На основе собранного материала редакция "Новой газеты" подготовила статью "Личное дело" (2001, № 68). Подробнее о владимирском периоде учебы Ерофеева можно прочитать в статье: Шталь Е. Москва - Владимир - Петушки: Университеты Венедикта Ерофеева // Независимая газ. - 2004. - 12 авг.

Облдрамтеатр имени А.В.Луначарского предоставил будущему музею фотографии со сценами из спектакля "Вальпургиева ночь" и программки. Владимирские писатели А.Н.Гаврилов и В.И.Акулинин подарили музею свои издания. Гаврилов - участник Ерофеевских чтений, прошедших во Владимире в 1998 году и автор пьесы "Сегодня пойдет снег, или Икота", посвященной Ерофееву. Спектакли по этой пьесе прошли не только во Владимире, но и в Германии.

Именно благодаря Ерофееву, Петушки стали широко известны всей России. В Петушках были налажены контакты с местными библиотекарями, которые обещали помогать в сборе материалов о писателе. Путем сплошного просмотра местной газеты "Вперед" за 4 года были выявлены публикации о Ерофееве.

В селе Караваево Петушинского района Е.Шталь посетил дом первой жены Ерофеева Валентины, церковь, побывал на кладбище, где похоронены родные писателя. Встретился с местным краеведом А.В.Буторовым и директором школы Н.Т.Романовой, которые уже прислали ряд материалов для музея.

Большая работу была проделана в Москве. Успеху поездки способствовала и помощь ректора Литературного института имени Горького писателя С.Н.Есина. Особо ценными экспонатами музея стали рукописи, копии записных книжек, фотографии, зарубежные издания книг писателя, театральные афиши, скульптурный портрет А.Д.Синявского (в 1997 году Ерофеев был удостоен премии Синявского), подаренные сыном писателя Венедиктом Венедиктовичем Ерофеевым, его женой Галиной, сестрой Ерофеева Ниной Васильевной Фроловой.

Друзья писателя Наталья Шмелькова, Юлия Рунова подарили будущему музею книги, статьи, фотографии, золотую медаль, врученную Ерофееву после окончания школы, рассказали интересные подробности его биографии. Шмелькова является автором воспоминаний о Ерофееве. Однокурсница писателя по Орехово-Зуевскому педагогическому институту Валентина Еселева поделилась своими воспоминаниями (они записаны на аудиокассету). Вместе с нею Шталь побывал на Кунцевском кладбище, сфотографировал могилу писателя. Ценные материалы передал также редактор газеты "НГ Ех libris" Евгений Лесин, давно пишущий о Ерофееве. Главный редактор журнала "Комментарии" А.Д. Давыдов подарил музею номера журнала с публикациями Ерофеева. Удалось встретиться с главным редактором издательства "Вагриус" А.Л. Костаняном. Это издательство имело тогда эксклюзивные права на издание книг Ерофеева. Издательство передало в дар музею вышедшие книги и кассеты с записью поэмы "Москва-Петушки" в исполнении автора. Шталь посетил театры, в которых шли постановки по произведениям Ерофеева - Театр на Малой Бронной, Театр на Юго-Западе, Театр на Таганке. В первых двух получил в дар материалы для музея: видеозаписи спектакля "Вальпургиева ночь", фотографии, программки.

Игорь Авдиев - друг Ерофеева, в поэме "Москва-Петушки" писатель вывел его под именем "Черноусый". Он обладал прекрасным голосом, пел в церковном хоре. Авдиев готовил к публикации записные книжки Ерофеева, писал о нем статьи. Собирался завершить антологию стихов, начатую Ерофеевым. К несчастью, летом 2001 года он погиб. Его вдова передала будущему музею ценные документы.

Недостающие публикации о Ерофееве удалось скопировать в московских библиотеках: РГБ, ИНИОН, ВГБИЛ, ИМЛИ, "Русское зарубежье" и других. Свыше двух десятков книг и журналов были приобретены во время командировки.

То, что не получилось приобрести во время поездки, удалось затем получить по почте. Оперативно откликнулись Лидия Расимавичене (издательство "Швиеса", Каунас) и Игорь Фоменко (зав. кафедрой филологического факультета Тверского университета), приславшие свои издания. Из Москвы было доставлено личное кресло Ерофеева.

Все помогавшие в открытии музейной экспозиции получили благодарственные письма, подписанные начальником отдела культуры Г.Н.Ростовой и директором ЦБС В.Е.Огурцовой.

Главное в проделанной работе - ее результат: 24 октября 2001 года в ЦГБ имени Горького открылась музейная экспозиция "Кировск-Москва-Петушки", где собранные материалы представлены на стендах: "Венедикт Ерофеев в Хибинах", "Годы учебы", "На Владимирской земле", "Москва-Петушки" -- энциклопедия русской жизни 1960-х годов", "Друзья Ерофеева", "Уход в бессмертие", "Произведения В.Ерофеева в театрах мира". Была проделана большая подготовительная работа: освобождена комната, в ней и в фойе был сделан ремонт. В том, что открытие состоялось в срок большая заслуга начальника Кировского отдела культуры Г.Н. Ростовой, директора ЦБС В.Е. Огурцовой, которым, кстати, и принадлежит идея создания музея. Помогли консультациями сотрудники историко-краеведческого музея. На открытие приезжали сын писателя Венедикт Венедиктович Ерофеев с женой Галиной, сотрудник издательства "Вагриус" Елена Толкачева. Честь открытия экспозиции была предоставлена сестре Ерофеева Т.В.Гущиной и руководителю делегации мурманских писателей Б.Н. Блинову.

Оформлял музейную экспозицию молодой талантливый художник Дмитрий Новицкий, преподаватель детской художественной школы № 2 Кировска. Он - лауреат областной молодежной выставки "Точка росы" по номинации "Графика", участник международного молодежного конкурса Баренц-региона "Молодая картошка", всероссийской выставки "Молодость России". К оформлению экспозиции он отнесся так же неравнодушно, как и все, кто принимал участие в работе над ней. Над входной дверью простирается карта маршрута Москва - Петушки со всеми промежуточными станциями. Слева от нее - расписание движения электричек, справа - картина-коллаж "Поезд отходит от второй платформы", состоящая из 56 фотографий, на которых изображена стоящая электричка у платформы с людьми. Постепенно на фотографиях остается все меньше пассажиров и, наконец, они исчезают. Поезд уходит. Это - символ уходящего времени, ушедших лет: 1960-е годы уже не вернутся. Исчезнувшие люди освобождают место для новых поколений. Остается только платформа, которую заполнят уже други е люди.

В музейной комнате, помимо стендов и книг, представлены предметы быта 60 - х годов: тумбочки, радиола, часы, кассовый аппарат, сетка-авоська с бутылкой кефира, банкой килек в томате и батоном, чемоданы. На радиоле - ваза с ветками рябины.

Перешагивая порог комнаты, наступаешь на нарисованные шпалы с рельсами, уходящими вдаль. Здесь же изображены: банка с огурцами, чайник, карандаш, вилка, монеты, ключи, открывалка, рыбий скелет и т. п. На подоконнике находятся восемь бутылок из дерева с наклейками 60 - х годов, а ниже - натюрморт с изображением селедки на бумаге, луковицы и стакана (работа художницы Нины Новицкой). По всему периметру помещения - изображение видов из окна электрички. Комната переносит посетителя из современности на тридцать с лишним лет назад, в начало брежневской эпохи. Экскурсия перемежается голосом Ерофеева, читающего поэму "Москва-Петушки" - блистательную сатиру на советский строй. Это было время "расширенных и октябрьских" пленумов, принимавших очередные судьбоносные решения, громких слов о том, что "человек - царь природы", "мы наш, мы новый мир построим", "следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме"… История имеет свойство повторяться для тех, кто склонен ее забывать. Экспозиция музея напоминает нам об этом.

Но поэма не только сатира, иначе она не пережила бы советскую власть. Она глубже и многограннее. В ее строках мы чувствуем грусть, боль, тревогу, страдания, обиду, переживания человека, его слабость и одиночество, хрупкость и беззащитность человеческой души.

Музей Ерофеева - памятник таланту писателя. Он не только заостряет внимание на нашей истории, но и подводит к философским размышлениям о вечных вопросах: смысле жизни, суетности бытия, любви, счастье.

Самыми ценными экспонатами в музейной экспозиции являются листы из рукописи, хранящие прикосновения его рук и тепло его души, копии записных книжек, фотографии, сделанные самим писателем, заверенная копия записи акта о рождении на русском и карельском языках, полученная из ЗАГСа города Лоухи, золотая медаль, врученная Ерофееву после окончания школы, копия личного дела, заведенная на него во Владимирском педагогическом институте имени П.И.Лебедева-Полянского, скульптурное изображение А.Д.Синявского, фотография ныне снесенного дома в деревне Мышлино Петушинского района, где долгое время жил Ерофеев с женой и сыном, зарубежные и прижизненные издания книг Ерофеева… Все это было бескорыстно передано в дар открывающемуся музею. Позже музей пополнился и книгами с автографами сотрудников музеев Б.Л. Пастернака и М.М. Пришвина, писателей Владимира Бондаренко и Беллы Ахмадулиной. Среди активных помощников особо хочется отметить Льва и Римму Кобяковых, которые тратят свое личное время и силы, помогая музею. Свой вк лад в музейную коллекцию внесли Борис Сорокин, Людмила Чернышева, Зана Плавинская, Галина Болдырева, Сергей Бавин, Юрий Левин, Марк Гринберг, Владимир Красюк, Виктор Сукач, Наталья Стеркина и другие, а также редакции журналов "Новое литературное обозрение", "Новая юность", "Филологические науки"

Музейная экспозиция пополняется ежегодно. Сейчас она имеет статус общественного музея. Разрабатывается концепция комплектования музейного фонда, предусматривающая приобретение и копирование рукописей писателя, недостающей литературы, встречи с ближайшим окружением Ерофеева и запись их воспоминаний, выявление театров, ставивших произведения Ерофеева, с целью приобретения материалов о спектаклях, получение информации из архивов и т.д.

Предусмотрено создание библиографического указателя публикаций Ерофеева и литературы о нем, картотеки фотографий и персоналий, составление "Хроники жизни и творчества В.Ерофеева".

Планируется выпуск изданий "Кто есть кто в творчестве В.Ерофеева" и "Венедикт Ерофеев и его окружение", подготовка статей о жизни и творчестве Ерофеева, влиянии на его творчество других писателей и т. д.

Для пропаганды музея Ерофеева, помимо проведения экскурсий и литературных праздников, информирования о мероприятиях в средствах массовой информации и ведения книги отзывов, выпущен набор открыток, к 65-летию писателя, проведена викторина. Предусматривается разработка эмблемы музея, выпуск значка.

В ноябре 2003 года в Кировске прошла конференция "Ерофеев как человек и писатель", на которую приезжали литературоведы из Москвы и Мурманска. Ежеквартально музей проводит литературно-музыкальные вечера "Ерофеевские пятницы", посвященные произведениям писателя, этапам его жизни, любимым писателям и поэтам.

Уверены: музею писателя-земляка Венедикта Ерофеева, писателя с мировым именем, жить долго.

При использовании информации с сайта ссылка обязательна.
О всех ошибках, неточностях, предложениях пишите веб-мастеру.

Любить Родину беззаветно
– это примерно значит:
покупать на все свои деньги
одни только лотерейные билеты,
оставляя себе только на соль и хлеб.
И не проверять их.
Сайт управляется системой uCoz